В школах республики третья учебная четверть в самом разгаре. Одновременно для учащихся 9-11 классов, февраль и март - это месяцы, когда проводится тестирование на добровольной основе. О целях проведения добровольного тестирования, ее плюсах, а также в целом, о возможностях и перспективах развития тестологии в Кыргызстане газете «Кутбилим» рассказал директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки КР Артур БАКИРОВ.
- Чем отличается тестирование на добровольной основе от Общереспубликанского тестирования?
- Национальный центр тестирования, начиная с 1994 года и по настоящее время, проводит тестирование школьников - пробное и основное. Тестирование является добровольным и делится на две категории: выпускное тестирование или итоговое для выпускников 9 и 11 классов и переводное тестирование или экзамен для учащихся 10 классов. В ноябре-декабре, феврале-марте - это пробное тестирование, а в мае – основное.
В отличие от ОРТ, наше тестирование – добровольное, и является средством для школьников проверить свои знания и готовность участвовать в последующем, уже в Общереспубликанском тестировании. Напомню, что результаты ОРТ, проведением которого занимается Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО), являются обязательным условием при поступлении в высшие учебные заведения.
- Таким образом, каковы цели добровольного тестирования?
- Тестирование учащихся школ Кыргызстана проводится для того чтобы провести независимую оценку уровня знаний школьников. Тестирование также преследует цель способствовать качественной подготовке выпускников 9,10, 11 классов к государственной итоговой аттестации, переводным и вступительным экзаменам, осуществляется тестовый контроль знаний и умений учащихся вышеназванных классов.
И наконец, участвуя в добровольном тестировании, учащиеся приобретают определенные навыки тестирования. Добровольное тестирование является единственной возможностью учащихся выпускников ознакомиться с тестовой технологией и подготовиться к ОРТ для дальнейшего поступления в вузы.
- Насколько я знаю, результаты добровольного тестирования могут заменить соответствующие экзамены в школах?
- Проведение итогового оценивания школьников опирается на статью 35 о гарантиях качества образования через институты лицензирования, тестирования, аккредитации закона КР «Об образовании», а также на Государственный стандарт школьного образования.
Кроме того, важным документом по добровольному тестированию является «Положение о проведении государственной итоговой аттестации выпускников и порядке перевода учащихся в следующий класс». Следует отметить, что результаты добровольного тестирования могут служить освобождением от устных экзаменов в школе. Согласно положению, «Педсоветы школ имеют право, по заявлению учащихся засчитывать результаты основного тестирования как переводные (10 класс), так и выпускные (итоговые для 9,11 классов) и экзаменационные отметки (устных экзаменов) по соответствующим предметам».
- Как школьники относятся к добровольному тестированию? Много ли среди них желающих принять в них участие?
- Надо отметить, что со временем учащиеся начинают понимать преимущества тестирования. И с каждым годом, желающих принять в нем участие становится все больше. Приведу некоторые цифры: в 2004-2005 году в тестировании приняли участие 39 тысяч 914 учащихся, в 2006-2007 году- 54 тысячи 539 школьников, в 2010-2011 году 63 тысячи 388, а в 2011- 2012 – 82 тысячи 242.
- Насколько сегодня оправданно использование тестовых технологий и замена ими традиционных, более привычных прежде, экзаменов?
- Слово тест произошло от английского слова "test" - проба, испытание, исследование. В узком значении тест - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие.
К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разрабатывались; процедура тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам).
Напомним, что тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала. Данные тесты получили название стандартизированных. Тесты, разработанные учителями или специалистами-предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.
Тесты разрабатываются в соответствии с национальными стандартами.
- Другими словами, прежняя система оценивания знаний не оправдывается себя, экзамены – в школах неэффективны?
- В этом вопросе нельзя быть столь категоричным. Создание системы оценки качества образования в Кыргызстане проходит в период введения новых образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижения в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами на уровне образовательного учреждения, на основе, которой можно будет принимать управленческие решения. Поэтому, современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или его отдельных элементов для своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
Что касается экзаменов, то традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля над результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение современных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.
- При использовании тестовых технологий используется зарубежный опыт?
- В настоящее время в Кыргызской Республике различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга.
В большинстве случаев перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования.
Системы оценки результатов обучения можно разделить на три основные подсистемы, в зависимости от целей и объектов оценки.
Например, в США образовательные достижения учащихся оцениваются в основном в рамках программ, разработанных на уровне каждого отдельного штата. В стране нет единой системы национальных экзаменов. Каждый штат разрабатывает свои собственные стандарты учебных достижений и систему оценки этих достижений, используя в качестве ориентиров требования к учебным достижениям школьников, сформулированные в национальных образовательных стандартах. На уровне страны существует система мониторинга качества образования NAEP (National Assessment of Educational Progress). Основная цель данных программ получить информацию о результатах образования (обратная связь, отчет школ об их работе), проследить изменения во времени, определить слабые и сильные стороны образования. На основе данной информации планируются любые изменения в школе, включая пересмотр учебных программ.
Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны.
Ни одна страна мира не может сравниться с США по широте использования тестовых технологий. Тесты всегда использовались в США и как политическое средство в проведении реформ в области образования, начиная с 1840 г.
- Вы говорили о стандартизированных и авторских тестах. В каких случаях они должны применяться, ведь их цели различны?
- Например, стандартизированные тесты необходимо использовать в каждой школе с целью управления образовательным процессом, совершенствования системы преподавания и обучения, мониторинга результатов школы, распределения учащихся по разноуровневым классам или курсами, для сертификации учащихся.
Стандартизированные тесты, как правило, достаточно проводить два-три раза в год в каждой школе. Но авторские тесты, подготовленные учителями, проводятся по мере необходимости и обязательно в конце каждой темы. Очень часто учителя используют тесты, разработанные авторами учебников, по которым они работают.
Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений.
Тесты минимальной компетентности оценивают не образовательные достижения вообще, а компетентность учащегося в контексте принятия решения (на основе результатов тестирования) о дальнейшем пути испытуемого: обучении на последующей ступени школы или переходе к профессиональной деятельности. Выражение "минимальная" (компетентность) означает, что оценивается не любой уровень образовательной подготовки, включая и максимально возможный, а достаточный и необходимый уровень.
Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информирования общественности о результатах образования в школе, т.е. для оценки деятельности школы.
- Значит, главная цель применения тестовых технологий направлена на повышение качества образования в масштабах страны?
- Конечно. Ведь, решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.
Таким образом, в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях, более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы и др.
Нецелесообразно использовать подходы или технологии, от которых отказывается большинство развитых стран. Например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга, использовать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты тестируемых с помощью неоткалиброванных тестов и др.
Беседовала Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим».