«Мониторинговые исследования и их место в управлении образованием»
22-23 ноября 2012 года в г.Томске состоялся семинар Российского тренингового центра Института управления образованием РАО «Мониторинговые исследования и их место в управлении образованием», который проводился при участии Центра мониторинга и оценки качества образования Томского областного института повышения квалификации работников образования при поддержке Всемирного банка.
На семинаре обсуждалась роль и возможности использования мониторингов учебных достижений для управления национальными (региональными) образовательными системами и повышения результатов обучения школьников.
В работе семинара приняло участие 50 специалистов из стран СНГ (Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан) и 11 регионов Российской Федерации. Кыргызстан представляла Шамшидинова Бактыгуль Сабыржановна, начальник отдела технологии и методики тестирования Национального центра тестирования Министерства образования и науки КР.
В большинстве образовательных систем мира оценивание преимущественно состоит из трех видов оценочных мероприятий, соответствующих трем основным информационным потребностям или целям. К ним относятся:
- оценивание в классе (формирующее оценивание) для получения информации в реальном времени в помощь совершенствованию процессов преподавания и учебы в отдельных классах;
- экзамены для принятия решений в отношении динамики прохождения через образовательную систему конкретного учащегося (например, аттестация или решения об отборе на другую ступень образования);
- крупномасштабные исследования на уровне системы для мониторинга и предоставления актуальной для руководителей и педагогов информации об уровнях образовательных достижений обучаемых, изменениях в этих уровнях, и связанных с ними или влияющих на них факторах.
С целью преодоления проблем (поощрения и санкции) необходимо формировать сбалансированную систему оценки качества образования (ОКО), включающую наряду с экзаменами и мониторинговые исследования. На их основе не принимается никаких решений относительно конкретного ученика, педагога, школы. Соответствующие данные используются для оценки работы образовательных систем и выработки политических решений. С этой целью мониторинги включают не только тесты учебных достижений, но и вопросники для сбора контекстной информации, позволяющие определять факторы, влияющие на результаты обучения, и проводить корректное сопоставление результатов школ (кластерный анализ), находящихся в разных социально-экономических условиях.
В рамках курса были рассмотрены следующие вопросы:
- Мониторинговые исследования качества образования: их назначение и возможные варианты использования результатов.
- Целевые группы мониторинговых исследований: заказчики и пользователи результатов.
- Схема организации мониторинговых исследований и характеристика инструментария.
- Основные отличия мониторингов и экзаменов.
- Международный опыт организации и проведения мониторингов: важные уроки.
- Опыт создания и использования мониторингов учебных достижений в Томской и Новосибирской областях РФ.
- Развитие мониторинговых исследований в странах СНГ.
Участники подробно обсудили опыт создания и использования мониторинговых исследований качества образования в России и странах СНГ.
03/11/2012
Шамшидинова Б. С.