Пояснительная записка

к Проекту Концепции системы оценки качества дошкольного и школьного образования

 

 

Проект Концепции системы оценки качества дошкольного и школьного образования (далее, Концепции) был разработан  рабочей группой, созданной согласно  приказу МОН КР 9861 от 26 июля 2018, при поддержке проекта READ (ВБ). Проект был представлен на обсуждение МОН КР, Координационному совету по содержанию и качеству образования МОН КР, обсужден в рамках встреч с представителями профессионального сообщества. 

 

Почему возникла необходимость разработки Концепции?

 

Необходимость разработки Концепции была обусловлена осуществлением комплексной реформы содержания общего образования и необходимостью выстраивания системного подхода к оценке качества образования как условия успешности реформ. Создание эффективной системы оценки качества образования рассматривается как одна из приоритетных задач, поставленных в СРО 2020 и в проекте СРО 2030.

 

Обсуждение вопросов качества образования и его оценки актуализировалось во всем мире в связи с проведением международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. В Кыргызстане разработка системы оценки качества образования для получения регулярной и объективной информации о ее состоянии и обеспечении данными процессов принятия решений по ее улучшению особенно  актуальна в связи с подготовкой к участию в PISA 2024.

 

Анализ ситуации, проведенный в рамках подготовки документа позволил, выделить следующие общие проблемы системы образования в области оценки качества:

  • – расхождение между планируемыми результатами обучения и тем, что оценивается на практике обучения и на выходе из системы общего образования;
  • – отсутствие системного подхода в оценке и мониторингу достижений учащихся, включающего разные уровни мониторинга и оценки;
  • – данные оценочных исследований не встраиваются в «эмпирический цикл», т.е. почти не используются для принятия управленческих решений, корректировки программ обучения и т.д.
  • – недостаток  институционального исследовательского потенциала специалистов в области измерений;
  • – система управления не обеспечиваются своевременной и точной информацией о показателях системы образования.

 

Оценка достижений учащихся в школах до сих пор сфокусирована на текущем контроле процесса обучения, а не на достижении результатов обучения; оценивание используется как инструмент контроля, а не  для корректировки обучения, методов и содержания; произошла  окончательная девальвация пятибалльной шкалы оценки;  критерии и сами оценки, в том числе итоговых экзаменов, проводимых самой школой, необъективны, поэтому доверие к ним со стороны общества неуклонно падает.

 

Что предлагается в Концепции?

 

Для решения этих проблем нужна система оценки качества образования, согласованная  со всеми элементами системы образования, такими как цели и ожидаемые результаты, стандарты и содержание программ, учебно-методические материалы и  системы подготовки и повышения квалификации педагогов; и необходимо обеспечить ее внедрение и функционирование через формирование институционального и педагогического потенциала, разработку соответствующих политик и мобилизации финансовых ресурсов.

 

Цель Концепции – представить согласованное всеми заинтересованными сторонами  видение национальной системы оценки качества дошкольного и школьного образования.

 

Концепция предлагает:

 

- в дошкольном образовании - сфокусироваться на оценке среды и условий в дошкольных образовательных организациях. Для получения данных о результатах дошкольного образования будут проводиться национальные мониторинги – измерения психолого-педагогических показателей на уровне предшкольной подготовки.

- в школьном образовании Концепция охватывает три основных уровня оценивания: а) внутриклассный, б) экзамены, в) национальные и международные оценочные исследования.

 

А) На уровне внутриклассного оценивания предложены следующие меры:

  • – Переход на критериальное оценивание
  • – Внедрение безотметочного оценивание до середины 3 класса с усилением формативного оценивания и предоставлением качественной обратной связи (описательное качественное оценивание по всем предметам с рекомендациями, в том числе для родителей)
  • – Снижение веса текущей оценки (итоговая отметка – НЕ среднее арифметическое текущих отметок)
  • – Акцент на промежуточные суммативные оценочные работы (измерение результатов обучения)
  • – Изменение шкалы отметок в перспективе (есть аналитика и рекомендации

 

Б) В системе экзаменов предложено:

  • – Введение итогового измерения достижение в 4 классе
  • – ИГА в 9 классе: стандартизация инструмента, централизованная разработка, введение заданий открытого типа, наращивание потенциала в области оценки/экспертной проверки заданий открытого типа, возможность перевода в режим внешней оценки
  • – ИГА в 11 классе: стандартизация инструмента, централизованная разработка, введение заданий открытого типа, наращивание потенциала в области оценки/экспертной проверки заданий открытого типа
  • – Поступление в вуз: сохранение отдельного ОРТ, проводимого независимой кампанией

 

В) Для систематического мониторинга системы предлагается:

  • – Постепенная разработка и внедрение мониторинговых проверочных работ в 5-11 классах по разным  предметам
  • – Цифровизация системы мониторинга достижений учащихся с тем, чтобы результаты были доступны для анализа на разных уровнях доступа
  • – НООДУ: выборочные национальные оценки достижений учащихся с периодичностью раз в три года в 4 и 8 классах, дополнительно – в 6 классах
  • – Систематическое участие в PISA  (15-тилетние, математическая, естественнонаучная и читательская грамотность), в долгосрочной перспективе в PIRLS ( оценка чтения и понимания в 4 классе)

 

Процедуры аккредитации образовательных организаций будут усовершенствованы и связаны с системой данных о результатах оценки достижений учащихся. Самооценка образовательных организаций становится обязательным компонентом системы управления качеством и проводится ежегодно.

 

Для оценки квалификации педагогических и административных кадров будет проводиться сертификация/аттестация на основе профессиональных стандартов и квалификационных требований.

 

Информация о состоянии системы образования и ее качестве будут аккумулироваться ИСУО и анализироваться соответствующими структурами МОН КР для принятия своевременных решений.

 

 

Цель Концепции – представить согласованное всеми заинтересованными сторонами  видение национальной системы оценки качества дошкольного и школьного образования.

 

Под системой оценки качества образования (далее - СОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

 

 

В основу СОКО положены следующие принципы:

  • – направленность на повышение качества образования;
  • – доверие к оценочной деятельности педагога и образовательной организации;
  • – ориентированность на педагогические измерения и использование оценки для поддержки развития учащихся;
  • – объективность, достоверность и системность информации о качестве образования;
  • – реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
  • – открытость, прозрачность процедур оценки качества образования и информационная безопасность;
  • – доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • – соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
  • – обеспечение психологической безопасности ребенка при проведении оценки и использовании ее результатов.

 

 

Основные задачи СОКО – получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования на разных ступенях и уровнях управления образованием (образовательной организации, района/области, национальном уровнях) для принятия решений, направленных на улучшение качества образования. Эффективные системы оценивания – это те, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества образования обучающихся[1].

 

 

 

[1] М.Кларк. Концептуальная схема (рамка) построения эффективной системы оценивания. Всемирный Банк, 2011