Национальный центр тестирования (далее - НЦТ) МО и Н КР - государственное некоммерческое учреждение, созданное и действующее на основе следующих документов:

  • - приказ МО №1381 от 3 мая 1993 года
  • - Указ Президента КР № 102 от 19 марта 1996 года о  программе «Билим»
  • - Постановление Правительства  №551 от 28 ноября 1996 года
  • - приказ МО № 1171 от 15 марта 1999 года о переходе на самофинансирование

Устав НЦТ МОН КР (перерегистрация, как юридического лица) от 12.04.1999г. свидетельство № ГРП 004672.

 

НЦТ является одним из первых центров тестирования в стране.  В 1996 году был издан Указ Президента, согласно которому в рамках Национальной программы «Билим» одной из стратегических задач было провозглашено создание и обеспечение работы Национального центра тестирования.

 

НЦТ в настоящее время является устойчивым некоммерческим учреждением, способным решать все задачи и цели которые ставит перед ним Министерство образования и науки КР и проводит республиканское тестирование  учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе, т.е. альтернативный государственный выпускной экзамен.

 

Миссией НЦТ являются:

  • - содействие развитию системы образования в республике посредством объективного измерения уровня знаний учащихся общеобразовательных учреждений и абитуриентов профессиональных учебных заведений в форме тестирования;
  • - широкое внедрение инновационных подходов в диагностике знаний учащихся; проведение исследований по проблемам оценки знаний;
  • - получение достоверной информации посредством оценивания состояния образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
  • - разработка и внедрение научно обоснованных тестов по учебным дисциплинам с использованием современных методик педагогических измерений;
  • - организация и проведение тестирования учащихся и абитуриентов образовательных учреждений;
  • - изучение и обобщение передового опыта тестирования в республике и распространение его в образовательных организациях;
  • - участие в проведении семинаров и курсов повышения квалификации педагогических кадров по разработке и использованию тестовых заданий и применению тестовой методики в учебном процессе;
  • - издание и распространение учебно-методических и демонстрационных материалов по тестированию;

В своей деятельности НЦТ руководствуется следующими основными принципами:

  • - прозрачность и объективность оценивания достижений тестируемого;
  • - компетентность во всех сферах деятельности;
  • - достоверность и научная обоснованность любой исходящей информации;
  • - законопослушность при осуществлении деятельности.

Ценностями, которыми руководствуется НЦТ, являются:

  • - оказание качественной услуги потребителям;
  • - обеспечение равного доступа учащихся к образованию;
  • - оказание социальной поддержки детям малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей (бесплатное участие в тестировании, проводимого НЦТ);
  • - обеспечение учащихся 9-11 классов альтернативным выбором сдачи государственной итоговой аттестации (устных экзаменов) в форме тестирования;
  • - обеспечение доступности тестирования учащихся (содержанием тестов и печатными изданиями НЦТ);
 
 

НЦТ, начиная с 1994 года, проводит республиканское тестирование  учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе, т.е. альтернативный государственный итоговый (выпускной) экзамен. Тестирование учащихся общеобразовательных организаций Кыргызской Республики всех видов и форм собственности на добровольной основе проводится с целью:

  •  - осуществления независимой оценки уровня знаний учащихся;
  •  - качественной подготовки выпускников 9, 10 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, переводным и вступительным экзаменам;
  •  - использования тестового контроля знаний и умений учащихся 9, 10, 11 классов;
  •  приобретения навыков тестирования.

Министерство образования и науки КР регулярно проводит мониторинг результатов обучения учащихся школ и ссузов республики. НЦТ проводит срез знаний учащихся, студентов  по заказу управлений МОиН КР и по их результатам выдает различные виды статистического анализа. Центральный аппарат МОиН, областные и районные органы управления образованием пользуются статистическими данными НЦТ для выработки управленческих решений. Например: после проведения мониторинга качества образования спузов Кыргызской Республики через тестирования обучающихся 2-курса в 12 спузах по предметам: математика, история, кыргызский язык, русский язык, было принято соответствующие решении по улучшению качества образования.

Деятельность НЦТ в сфере образования:

1. НЦТ с 1993 года по 1997 год осуществлял отбор абитуриентов во все вузы Кыргызской Республики.
2. С 1994 по 2002 годы проводил тестирование претендентов на золотую медаль и  на аттестат с отличием  учащихся общеобразовательных школ.
3. С 1998 года по 2003 год в рамках государственной программы «Кадры ХХI века» осуществлял отбор абитуриентов в зарубежные вузы (Россия (МГИМО), Китай, Индия, Казахстан, Германия, Турция и др.).
4. В 1998 году по постановлению Правительства КР НЦТ осуществил отбор на юридические и экономические специальности во все вузы страны.
5. С 2002 года по настоящее время проводит тестирование учащихся старших классов заканчивающих обучение экстерном в общеобразовательных учреждениях.
6. По договоренности с Минздравом КР, НЦТ с 1993 года обеспечивает тестами для отбора абитуриентов во все медицинские колледжи Кыргызской Республики.
7. Начиная с 1997 года всеми частными, государственными вузами и ссузами Кыргызской Республики на контрактной основе приобретаются тестовые задания, которые разработаны Национальным центром тестирования. Эти тестовые задания используются вузами и ссузами для осуществления отбора абитуриентов на контрактную форму обучения.

Национальный центр тестирования проводит серьезную работу по обучению и подготовке специалистов по тестированию в республике.

Для реализации поставленных целей и задач проводится большая работа по обучению кадрового потенциала:

  • - В 1994 году впервые в Кыргызстане НЦТ организовал обучающий семинар по проблемам тестирования среди педагогов республики. В работе семинара принимали участие 4 сотрудника Американской тестовой компании ЕТS. Спонсором этого семинара был Фонд Сороса. 36 педагогов из всех регионов Кыргызстана участвовали в работе этого семинара.
  • - В августе 1997 года в рамках проекта по созданию Национального центра тестирования был организован семинар по методике отбора тестового материала и шкалирования результатов тестирования с участием директора Центра тестирования Министерства Образования России  В.Хлебникова.
  • - В апреле 2006 года сотрудники НЦТ принимали участие в  обучающем семинаре, посвященном проблемам тестирования, который состоялся  в г. Ош 17-18 апреля, в г. Бишкек 20-21 апреля. Спонсорами семинара выступили Международный фонд избирательных систем и Миссия международного красного креста в Кыргызстане. Прошли обучение 62 преподавателя истории и обществоведения.
  • - В 1998 году зам.директора НЦТ Калдыбаев С.К. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему  «Дидактические основы использования компьютерных тестов в обучении» в г.Алматы на базе  материалов НЦТ. В настоящее время Калдыбаев С.К. работает ректором Нарынского государственного университета, является доктором педагогических наук и тесно сотрудничает с НЦТ. В его монографии «Тестти окуу процессинде колдонуунун теориялык жана практикалык маселелери» глава 1.5.5.(стр57-59) посвящена работе Национального центра тестирования.
  • - В 1998 и 2000 гг. 9 сотрудников центра прошли обучение в Центре тестирования и размещения студентов (ÖSYM-Турции) г. Анкара.
  • - В 2001, 2003 гг. 6 сотрудников НЦТ прошли обучение в Центре тестирования Казахстана у профессора В.С.Аванесова (г. Москва), где прослушали авторские курсы «Теория и методика тестирования» (56 ч.) и «Основы теории и методики педагогических измерений» (40 ч). Все сотрудники получили именные сертификаты.
  • - В 2004 г. сотрудник НЦТ и учитель английского языка прошли обучение по составлению тестов и проведению тестирования в г.Гармиш-Партенкирхен (Германия)  в Центре Дж. Маршала.
  • - В 2006 г. в рамках программы «Кадры ХХI века» сотрудник НЦТ прошла курс обучения по компьютерным технологиям в Индии.
  • - В 2010 г. в центре повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих Академии управления при Президенте КР сотрудник НЦТ прошла курс (с 14.09.2010 по 17.11.2010г) в соответствии с постановлением Правительства КР №24 от 30.04.2010г “О программе по призыву на государственную и муниципальную службу нового поколения управленцев”
  • - Слушателями 2-годичной магистерской программы по направлению "Менеджмент в образовании" в Академии управления при Президенте Кыргызской Республики при финансовой поддержке Фонда Ханнса Зайделя (ФРГ) в рамках совместного проекта «Содействие менеджменту и управлению в странах Центральной Азии» в 2011 году стали двое сотрудников НЦТ.
  • -2 сотрудника являются магистрантами Высшей школы социальных наук (г.Москва).

 

г.Бишкек