В школах республики третья учебная четверть в самом разгаре. Одновременно для учащихся 9-11 классов, февраль и март - это месяцы, когда проводится тестирование на добровольной основе. О целях проведения добровольного тестирования, ее плюсах, а также о возможностях и перспективах развития тестологии в Кыргызстане газете «Кутбилим» рассказал директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки КР Артур БАКИРОВ.

- Чем отличается тестирование на добровольной основе от Общереспу­бликанского тестирования?

- Национальный центр тестирования, начиная с 1994 года и по настоящее вре­мя, проводит тестирование школьников - пробное и основное. Тестирование яв­ляется добровольным и делится на две категории: выпускное тестирование или итоговое для выпускников 9 и 11 классов и переводное тестирование или экзамен для учащихся 10 классов. В ноябре-де­кабре, феврале-марте - это пробное те­стирование, а в мае – основное.

 

В отличие от ОРТ, наше тестирова­ние – добровольное, и является сред­ством для школьников проверить свои знания и готовность участвовать в после­дующем, уже в Общереспубликанском тестировании. Напомню, что результаты ОРТ, проведением которого занимается Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО), являются обяза­тельным условием при поступлении в высшие учебные заведения.

- Таким образом, каковы цели до­бровольного тестирования?

- Тестирование учащихся школ Кыр­гызстана проводится для того чтобы провести независимую оценку уровня знаний школьников. Тестирование также преследует цель способствовать каче­ственной подготовке выпускников 9,10, 11 классов к государственной итоговой аттестации, переводным и вступитель­ным экзаменам, осуществляется тесто­вый контроль знаний и умений учащихся вышеназванных классов.

И наконец, участвуя в добровольном тестировании, учащиеся приобретают определенные навыки тестирования. Добровольное тестирование является единственной возможностью учащихся выпускников ознакомиться с тестовой технологией и подготовиться к ОРТ для дальнейшего поступления в вузы.

- Насколько я знаю, результаты добровольного тестирования могут заменить соответствующие экзамены в школах?

- Проведение итогового оценивания школьников опирается на статью 35 о гарантиях качества образования через институты лицензирования, тестирова­ния, аккредитации закона КР «Об обра­зовании», а также на Государственный стандарт школьного образования.

Кроме того, важным документом по добровольному тестированию является «Положение о проведении государствен­ной итоговой аттестации выпускников и порядке перевода учащихся в следу­ющий класс». Следует отметить, что результаты добровольного тестирования могут служить освобождением от устных экзаменов в школе. Согласно положе­нию, «педсоветы школ имеют право по заявлению учащихся засчитывать результаты основного тестирования как переводные (10 класс), так и выпускные (итоговые для 9,11 классов) и экзамена­ционные отметки (устных экзаменов) по соответствующим предметам».

- Как школьники относятся к добро­вольному тестированию? Много ли среди них желающих принять в них участие?

- Надо отметить, что со временем учащиеся начинают понимать преиму­щества тестирования. И с каждым годом, желающих принять в нем участие ста­новится все больше. Приведу некоторые цифры: в 2004-2005 году в тестировании приняли участие 39 914 учащихся, в 2006-2007 году- 54 539 школь­ников, в 2010-2011 году 63 388, а в 2011- 2012 – 82 242.

- Насколько сегодня оправдано использование тестовых технологий и замена ими традиционных, более привычных прежде, экзаменов?

- Слово тест произошло от англий­ского слова "test" - проба, испытание, исследование. В узком значении тест - это инструмент, измеряющий у уча­щихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандар­тизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о до­стигнутом уровне знаний, умений и навы­ков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (напри­мер, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие.

К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические ха­рактеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разраба­тывались; процедура тестирования стан­дартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам).

Напомним, что тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усво­ения определенной совокупности учеб­ного материала. Данные тесты получили название стандартизированных. Тесты, разработанные учителями или специали­стами-предметниками, но не отвечаю­щие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.

Тесты разрабатываются в соответ­ствии с национальными стандартами.

- Другими словами, прежняя си­стема оценивания знаний не оправ­дывает себя, экзамены в школах неэффективны?

- В этом вопросе нельзя быть столь категоричным. Создание системы оценки качества образования в Кыргызстане проходит в период введения новых об­разовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достиже­ния в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Поэтому со­временная педагогическая наука и прак­тика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе к педагогиче­скому мониторингу, под которым мы по­нимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием об­разовательного процесса или его от­дельных элементов для своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Что касается экзаменов, то тради­ционная система оценки знаний уча­щихся, сформировавшаяся в период со­ветской школы, имеющая богатый опыт в области контроля над результатами обучения, в силу своих организацион­ных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение современных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяю­щих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информа­ционного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система ока­залась слишком сложной, многоаспект­ной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

- При использовании тестовых тех­нологий используется зарубежный опыт?

- В настоящее время в Кыргызской Республике различными научными кол­лективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обуча­ющихся, а также для построения си­стемы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции разви­тия систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, кото­рые можно использовать при разработке системы мониторинга.

В большинстве случаев перед си­стемой оценки результатов обучения ставится основная цель:  получение объективной информации о функцио­нировании системы образования.

Системы оценки результатов обуче­ния можно разделить на три основные подсистемы, в зависимости от целей и объектов оценки.

Например, в США образовательные достижения учащихся оцениваются в основном в рамках программ, разра­ботанных на уровне каждого отдельно­го штата. В стране нет единой систе­мы национальных экзаменов. Каждый штат разрабатывает свои собственные стандарты учебных достижений и си­стему оценки этих достижений, исполь­зуя в качестве ориентиров требования к учебным достижениям школьников, сформулированные в национальных об­разовательных стандартах. На уровне страны существует система мониторинга качества образования NAEP (National Assessment of Educational Progress). Ос­новная цель данных программ - получить информацию о результатах образования (обратная связь, отчет школ об их рабо­те), проследить изменения во времени, определить слабые и сильные стороны образования. На основе данной инфор­мации планируются любые изменения в школе, включая пересмотр учебных программ.

Результаты тестирования соотно­сятся с уровнями достижений, опреде­ленными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), которого в опреде­ленном возрасте достигает большинство учащихся страны.

Ни одна страна мира не может срав­ниться с США по широте использования тестовых технологий. Тесты всегда ис­пользовались в США и как политическое средство в проведении реформ в об­ласти образования, начиная с 1840 г.

- Вы говорили о стандартизиро­ванных и авторских тестах. В каких случаях они должны применяться, ведь их цели различны?

- Например, стандартизированные те­сты необходимо использовать в каждой школе с целью управления образова­тельным процессом, совершенствования системы преподавания и обучения, мо­ниторинга результатов школы, распре­деления учащихся по разноуровневым классам или курсами, для сертификации учащихся.

Стандартизированные тесты, как правило, достаточно проводить два-три раза в год в каждой школе. Но автор­ские тесты, подготовленные учителя­ми, проводятся по мере необходимости и обязательно в конце каждой темы. Очень часто учителя используют тесты, разработанные авторами учебников, по которым они работают.

Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего десятилетия яв­ляется введение стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, пла­нируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стан­дарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений.

Тесты минимальной компетентности оценивают не образовательные дости­жения вообще, а компетентность уча­щегося в контексте принятия решения (на основе результатов тестирования) о дальнейшем пути испытуемого: об­учении на последующей ступени школы или переходе к профессиональной де­ятельности. Выражение "минимальная" (компетентность) означает, что оценива­ется не любой уровень образовательной подготовки, включая и максимально воз­можный, а достаточный и необходимый уровень.

Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информиро­вания общественности о результатах образования в школе, т.е. для оценки деятельности школы.

- Значит, главная цель применения тестовых технологий направлена на повышение качества образования в масштабах страны?

- Конечно. Ведь, решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, со­циальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданы методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и системати­ческой будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: со­четание внешнего и внутреннего кон­троля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки уча­щихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях, более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню под­готовки выпускников школы и др.

Нецелесообразно использовать под­ходы или технологии, от которых отка­зывается большинство развитых стран. Например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с неболь­шим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга, использо­вать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты тестируемых с помощью неоткалибро­ванных тестов и др.

 

Беседовала Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим».